Первый в Японии робот-гид "Ато-кун" приступил к работе в музее западной живописи в городе Оцука префектуры Токусима, сообщает газета "Майнити".
Робот с говорящим именем "Ато" - от английского АРТ (" искусство") - проводит экскурсии по залам западного искусства. Часовая экскурсия охватывает обзор западного искусства от древних времен до Средневековья.
"Ато-кун" работает гидом три раза в день. Свои экскурсии он проводит на понятном даже школьникам языке, во время пояснений активно пользуется лазерной указкой, высвечивая особенно важные детали в картине.
Рост нового гида составляет 142 сантиметра, вес - около 100 килограммов. По залам он двигается со скоростью один километр в час.
Во время подзарядки батарей между экскурсиями "Ато-кун" стоит в фойе музея и тоже не теряет времени зря. В него встроена программа идентификации лиц, благодаря чему он приветствует посетителей, одновременно сообщая им, на какого персонажа какой картины тот похож внешне.
Западная живопись в музее Оцука префектуры Токусима в основном представлена копиями знаменитых полотен западных мастеров различных эпох.
В Японии активно ведутся разработки роботов, которые смогли бы заменить человека в различных сферах деятельности. Так, в следующем году начнется промышленное производство роботов-манекенщиц, внешне ничем не отличающихся от миниатюрных японских девушек.
Выставка "Первые художники Тюмени" открылась в Тюменском музее изобразительных искусств. Экспозиция является началом цикла выставок, посвященных ряду юбилеев: 65-летию Тюменской области, 65-летию Союза художников, 120-летию первой художественной выставки в Тюмени.
Три зала отданы под произведения мастеров конца 19 – 20 вв. В первом расположены работы участников-организаторов первой художественной выставки в Тюмени, которая состоялась в 1889 году. Ее страницу, фрагмент попытались создать в музее ИЗО.
Автор нынешней выставки искусствовед, сотрудник музея ИЗО Наталья Сезева рассказала: "Тюмень того времени – город промышленный, купеческий, но не художественный. Если рядом стоящие сибирские, уральские города в конце 19 века переживали всплеск художественной жизни, то в Тюмени прошла одна-единственная выставка".
Она состоялась в реальном училище, и среди ее организаторов и участников был Василий Герасимович Федоров. Он учился в Петербурге, а в 1889 году возвратился в Тюмень – полный замыслов и планов. В то время в городе не было профессиональных художников, а потому Федоров предлагает властям открыть художественную школу, но идея не нашла отклика. Затем Василий Герасимович уехал в Казань и реализовал там все свои задумки.
Участниками выставки были Иван Александрович Калганов и Николай Васильевич Кузьмин. Среди работ первого на выставке представлены серии графических работ, живопись.
Творческое наследие педагога реального училища Кузьмина не велико: музей располагает только одной его работой – зимнем пейзажем. Но он был блистательным учителем, воспитавшим Россомахина, Трофимова – художников, которые активно работали в 20-е годы 20 века.
Второй зал посвящен студийным педагогам. Как отмечает Наталья Сизева, для Тюмени 20-е годы - золотые. Хотя до революции художественной школы создано не было, выставка прошла всего одна, а художников по пальцам можно пересчитать, тем не менее в 20-е годы здесь кипит культурная жизнь. И это несмотря на сложности военного времени. Первая художественная студия в Тюмени появилась в 1917 году, когда в город приезжает выпускник Академии художеств Санкт-Петербурга Михаил Иванович Авилов. Он возглавлял студию до 1919 года. На выставке можно увидеть небольшую часть наследия этого мастера. Очень хороши, динамичны наброски батальных композиций.
Вторая студия открылась в 1920 году, когда в Тюмени появляется Иван Иванович Овешков – художник универсального дарования, организатор Музея игрушки в Москве. Отец Овешкова – основатель первой косторезной мастерской в Тобольске, именно поэтому Иван Иванович приехал в Тюмень. Среди работ, переданных музею сыном художника, большая часть – тюменского периода. Сейчас у горожан есть уникальная возможность взглянуть на вещи, которые никогда ранее не демонстрировались в нашем городе – это эскизы, декорации, живописные этюды старой Тюмени.
Третья студия работала с 1923 по 1926 год, возглавлял ее блистательный художник Константин Павлович Трофимов. В музее есть небольшая коллекция его работ: "Павлины" и эскиз обложки "Истории средних веков". О результатах его влияния на учеников можно судить по работам, представленным здесь же: миниатюры Александра Митинского, Ивана Котовщикова созданы по мотивам старой русской архитектуры, как и работы самого Трофимова.
Выставка знакомит с творчеством еще одного художника - Евгения Леонидовича Кропивницкого, который приезжает в Тюмень в 1921 году и живет здесь до 1923 года. Музей знакомит посетителей с интересными стилизации по мотивам сказки Пушкина о царе Салтане, картинами былинного, сказочного характера.
Третий зал приглашает к ученикам студийных педагогов. Здесь находятся живописные и графические работы Александра Павловича Митинского, который почти 30 лет занимался преподаванием, а в 1944 стал инициатором и организатором в Тюмени Союза художников. Представлены картины Вениамина Петровича Барашева, Ивана Павловича Котовщикова, Павла Афанасьевича Россомахина и Ивана Ивановича Кротова.
С некоторыми из этих мастеров были знакомы гости выставки - художники Анатолий Владимирович Седов и Николай Васильевич Распопов. На открытии экспозиции они поделились своими воспоминаниями о тех, кто определял художественную жизнь Тюмени на протяжении нескольких десятилетий – с 20-х годов до начала 60-х годов, до приезда в наш город мастеров из столицы, когда меняется стилистика.
"Выставка ретроспективная, череда юбилейных дат позволила выстроить компактную экспозицию. Это только маленькая вершина айсберга, избранные вещи. Многое осталось вне этой выдержки – огромный фотографический и архивный материал", - отметила Наталья Сизева. Она выразила надежду, что когда-нибудь выйдет альбом и тюменцы смогут ознакомиться с художественной жизнью города более полно.
Выставка продлится до 11 октября.